Казахстан входит в еас

Вступление Узбекистана в Таможенный и Экономический союз

Казахстан входит в еас

В октябре 2021 года о намерении Узбекистана присоединиться к ЕАЭС публично объявил спикер Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации В.Матвиенко. Это намерение по ее словам высказал президентом Узбекистана Ш. Мирзиеев. Однако, пока Узбекистан только пытается достичь глубокого понимания характера и целей существования Евразийского экономического союза.

  • 139 – 45% из всех
  • 88 – 28% из всех
  • Планирую посетить эту страну 27%, 82 голоса82 голоса – 27% из всех

Состоит ли в ЕАЭС

Участие в интеграционных процессах это адекватное желание для всех развитых и развивающихся стран. Союзные отношения реализуются в рамках разных объединений. В каждом из них подразумеваются преимущества и возможные недостатки для, тех кто сюда только вступает.

Евразийский экономический союз — международное объединение экономического характера деятельности, существующее с 2015 года. Основная экономическая цель заключается в достижении свободного циркулирования товаров, услуг, капитала и трудовой силы. ВВП и численность населения Узбекистана достаточно обширны и перспектива вхождения его в союз положительна для остальных участников.

Узбекистан еще в декабре 2021 года высказался о том, что он, вероятно, войдет в союз. Однако, иметь отношение к этому объединению можно по-разному.

Всего официальных участников на 2021 год здесь пять, а остальные выступают наблюдателями либо просто партнерами по свободной торговле.

Евразийский экономический союз в перспективе не против привлечения и многих иных государств, с которыми ведутся переговоры.

Несмотря на то, что Узбекистан имеет ряд своих финансовых и социальных проблем по мнению западных стран он привлекателен в плане сотрудничества и именуется как эльдорадо на просторах Евразии.

По умозаключениям специалистов Узбекистан это более чем 30-миллионная рыночная площадка, на которой многое подлежит экспорту и импорту. Именно за это при нынешнем руководителе страны Мирзиееве происходит экономическая борьба между разными политическими субъектами.

Отмечается, что Россия обладает стартовой позицией, которая намного выше, чем у остальных претендентов на взаимодействие (у Европейского союза, США, Китая).

Но зная свою привлекательность в качестве партнера Узбекистан, нуждающийся в сотрудничестве, максимально оттягивает ситуацию с принятием серьезных решений и ждет наиболее выгодного для себя предложения.

Сегодня в состав Евразийского экономического союза входит:

  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия.

Узбекистан отсутствует и когда войдет в список непонятно. Исходя из ныне текущего состава, остальными странами делаются выводы о том, что это вторая версия Советского Союза. И отношение к этому неоднозначное. Но страны-участники планируют обширное сотрудничество и с совершенно иными зарубежными государствами.

Среди выразивших свою заинтересованность есть Венгрия, Тунис, Япония и т.д. На стадии переговоров уже находится Китай, Израиль, Тайланд и т.д.

Вот почему США, не показывая свою озабоченность о наращивании мощи союза, могут несколько манипулировать ситуацией входа сюда Узбекистана и некоторых иных стран (желающих зайти в ВТО). Всемирная торговая организация, существующая уже с 1995 года не имеет принципов запрета по вступлению в альтернативные союзы.

Та же Россия и ряд других государств состоят в ВТО. Однако, по мнению Запада Узбекистану нужно определить приоритеты и для начала вступить в ВТО, если есть намерение развить международное сотрудничество.

Предполагается, что Узбекистан станет наблюдателем в ЕАЭС. Это официальный статус, который на апрель 2021 года имеет только Молдавия. Причем на этом месте она находится с 2021 года. Получение статуса происходит по стандартной последовательности. Для начала надо обратиться с таким обращением к Председателю Высшего совета.

Дальше этот орган анализирует все за и против и принимает в течение 30 дней позицию от каждого члена-государства. Затем принимается решение о принятии нового члена или отказа ему в этой привилегии. Что дает этот статус? Доступ к участию в заседаниях, возможность ознакамливаться с открытыми копиями документов.

Запрещается действовать каким-либо образом против интересов стран-участников.

Входит ли в Таможенный союз с Россией

Президент Ш. Мирзиеев объявил широкой общественности: «Знайте, что с политической точки зрения никто не отдаст нашу независимость, это в ваших руках и в руках президента, которому доверился народ». Данное высказывание имеет вес в качестве ответа на вопрос об уточнении статуса Узбекистана в рамках ЕАЭС на текущий момент.

Таможенный союз комплектовался без участия Узбекистана и ранее. А конкретно из трех стран (России, Белоруссии и Казахстана), входящих в Евразэс. Поэтому выступал объединением именовавшимся, как ТС Евразэс.

Сейчас в этот союз по режиму таможни включены:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, то он сможет претендовать и на участие в Таможенном Союзе.

Плюсы и минусы вхождений

Вступление в евразийский экономический союз Узбекистана с ее многомиллионным населением и важным геостратегическим положением на карте Евразии однозначно полезно для стран-участников. Но в чем заключаются преимущества для самого Узбекистана?

В публично проводимых дискуссиях озвучивались такие выгоды за то, чтобы Узбекистан присоединился:

  • узаконивание статуса рабочих узбекских мигрантов на территории Российской Федерации;
  • приращение экспорта продукции из Узбекистана (в первую очередь плодоовощной) во все членствующие в ЕАЭС государства;
  • привлечение от них инвестиций в сторону Узбекистана.

Сторонники ЕАЭС считают, что вступление поможет сократить теневые рыночные объемы, разбавить монополию отечественного автопрома товарами зарубежных компаний, снизить размеры пошлин, убрать дискриминационные акцизные налоги. Это актуальные предположения.

Сначала надо рассмотреть более реальные преимущества вступления. Один из важных плюсов — доступ к единому торговому рынку числом почти в 200 млн. чел. То есть сбыт товаров можно в свободном формате осуществлять на территориях всех стран-участников.

Здесь подразумевается устранение постов таможни и нивелирование нетарифных барьеров, что увеличивает оборот взаимоторговли. К тому же в перспективе стоит создание более обширной сети для торговли, поскольку уже имеются подписанные с некоторыми странами договоренности (Вьетнам, Иран и пр.

), ведутся переговоры с Сингапуром, Индией, Израилем и т.д. Преимуществом выступает и общий рынок труда. В Узбекистане фиксируется значительная недостача рабочих мест, поскольку ежегодный прирост населения больше, чем их увеличение.

Практический опыт вступления в ЕАЭС Киргизии отобразил положительное влияние не решение проблем с рабочими местами. Пребывание в странах‑партнерах и поиск работы в союзных для приезжих облегчается. А граждане Узбекистана уже давно заинтересованы в пополнении рынка труда на этих территориях.

Немаловажным выступает и преодоление географической отстраненности государств, их замкнутости. Это сулит развитием транспортных связей: автомагистрали, ж/д-коридоры, морские пути. В том числе упростится доставка товаров из Узбекистана на мировые рынки через союзные территории.

Еще одно преимущество — повышение промышленного координирования. На 2021 год Евразийский экономический союз создал базу для проработки этой цели, привлекая предприятия из разных секторов экономики.

Специальный межправительственный совет одобрил цифровую платформу под названием «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Это единая база поиска для предприятий партнеров, поставщиков и потребителей из круга членов-государств ЕАЭС.

У них будет возможность рассматривать совместно пути оптимизации работы.

Наряду с описанными преимуществами есть и значимые недостатки. Экономика Узбекистана находится в моменте становления и только набирает обороты (хотя этот этап был пройден иными участниками уже в 90е после развала СССР).

Узбекистан ранее жестко контролировал торговые потоки, распределяя их между разными социальными слоями по своей логике. Открытие границ и сообщение между другими государствами аннулирует этот режим, что может привести к смене настроений у общественности.

Принципиально разница экономик приведет к проигрышу в неизбежной конкурентной борьбе.

Однако, речь идет не только о недостатках Узбекистана, но и России. Как известно на РФ наложены санкции иными иностранными государствами и она имеет испорченные отношение с некоторыми иными странами (Грузия, Украина и пр.).

Вот почему сотрудничество с Россией вызывает объективные сомнения. Интересным является и сомнение в том, к чему приведет более тесная связь Узбекистана и РФ. Сейчас принципиально отлажены устойчивые и хорошие политические и культурно-гуманитарные связи.

Есть предположение, что открытие границ ситуацию может ухудшить. Также по указанной ранее причине. Союз имеет разработанные требования к производству товаров и оказанию услуг. Узбекистану предстоит поменять свои принципиальные ориентиры.

Также надо учитывать, что Узбекистану невыгоден рынок без барьеров абсолютно для всех отраслей.

И самое серьезное опасение, если Узбекистан зайдет в ЕАЭС — трудности с вступлением в ВТО в дальнейшем, поскольку США не приветствуют любое сотрудничество с Россией. Это понятно даже без официального объявления подобного предостережения Вашингтоном в устном виде.

Заключение

Начало публичного обсуждения возможной цели вступления Узбекистана в ЕАЭС спровоцировало сильнейшие споры у узбекской общественности. А конкретно о целесообразности этого шага. В итоге дебаты привели к глобальному расколу мнений за и против интеграции.

В 2021 году в Узбекистане наблюдается серьезная перестройка политического режима, устанавливаются приоритеты во внешней политике и экономике. В связи с этим вопрос вступает ли он в ЕАЭС наиболее актуален для рассмотрения и глубокого анализирования.

Но требуется параллельно рассматривать и возможность вступления в альтернативные союзы, которые негласно выступают против Евразийского. Узбекистану надо учитывать и собственные интересы взвешивая все за и против такого объединения.

Принципиально взаимодействие между Россией и Узбекистаном уже отлажено.

Отмечается, что на конец 2021 года товарооборот между странами увеличился при сравнении с 2021 годом на семнадцать процентов (что приравнивается к 6,6 миллиарда долларов). Этот факт говорит в пользу актуальности развития иных направлений международного контактирования.

Вот почему Узбекистан не торопится и тщательно взвешивает все достоинства и недостатки того, что он зайдет в ЕАЭС.

«Пока еще не проявились все ожидания и выгоды для Республики Казахстан от взаимной торговли на евразийском пространстве.

Основными препятствиями стали существующая практика протекционизма на национальных рынках стран-членов союза и использование барьеров и ограничений во взаимной торговле. Имеет место и низкая комплиментарность торговли между странами-интеграторами».

А.Б. Ерысалова, начальник отдела стратегического анализа и прогнозирования Казахского национального аграрного университета

Шансы на присоединение Узбекистана обсуждаются достаточно давно — с начала основания ЕАЭС, а затем и с момента прихода к власти президента Ш.Мирзиеева, нацеленного на проактивную внешнюю политику. Но только за последние годы эта идея начала выражаться в практических действиях. Переговорные обсуждения по этому вопросу займут время.

Россия с Узбекистаном даже создавали рабочую комиссию для анализирования преимуществ и рисков интеграции. Выводы ожидались к концу 2021 года, когда возникла опасность возникновения мировой эпидемии Covid-19. Политические переговоры не прекратились окончательно, но были приторможены из-за возникшего экономического коллапса.

Сейчас перспективы вступления еще более туманны, чем раньше.

Источник: https://UzbekistanGid.ru/politika/eaes

Союз с перспективами: какое будущее ждёт ЕАЭС

Казахстан входит в еас

Пандемия коронавируса и начавшийся экономический кризис сильно ударили по Европейскому Союзу. Возникают большие сомнения в реальном единстве Европы, а еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони сообщил, что из-за коронавируса ВВП ЕС сократится на рекордные 7,4% в 2021 году.

По словам Еврокомиссара, Европа переживает экономический шок, какого не было со времен Великой депрессии.

На фоне этого другой союз, Евразийский экономический (ЕАЭС) демонстрирует расширение рубежей. 11 мая в Ташкенте будет рассмотрен вопрос сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС.

Также планируется, что главы стран ЕАЭС 19 мая проведут заседание Высшего Евразийского экономического совета, во время которого утвердят проект стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года. Встреча должна пройти в Минске.

Евразийский экономический союз — международное интеграционное экономическое объединение, функционирующее с 1 января 2015 года. Участники союза: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. В 2021 году в органах ЕАЭС председательствует Белоруссия.

Каковы перспективы ЕАЭС и других союзов, в которых участвует Россия, изданию Украина.ру рассказали политические эксперты.

Экономика — да, но с политикой осторожно

Не стоит напрямую сравнивать Европейский Союз и Евразийский Союз, потому что структура входящих в него стран несколько разная, отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

На пике Евросоюза в него вошли страны, сформировавшиеся за множество столетий. А ЕАЭС составляют молодые постсоветские государства, которые до сих пор не определились с объёмом полномочий, которые они готовы делегировать в общее политическое пространство интеграционных объединений.

«То есть они очень дорожат своим суверенитетом и не решили для себя, какую его часть можно делегировать, особенно в политической области. Поэтому даже наиболее заинтересованные в интеграции страны, такие как Казахстан и Белоруссия, как только речь заходит о минимальных элементах политической интеграции, говорят только об интеграции экономической», — заявил Жарихин.

В то же время подобная чисто экономическая интеграция возможна, но до определенного предела, иначе будет невозможно создать ту же единую валюту, подчёркивает политолог.

«Нужны элементы политической интеграции, пусть и с ограниченными полномочиями, как в Евросоюзе. Есть Европарламент, есть Совет Министров, есть руководители ЕС с определенными полномочиями. Да, их критикуют, но они есть», — сообщил эксперт.

Он убеждён, что когда-нибудь Евразийский союз станет аналогом Европейского союза, но не сразу: «Евросоюз тоже стал Евросоюзом не сразу, этот процесс длился более 30 лет, когда из союза угля и стали через общий рынок он превратился в тот Европейский Союз, который мы рассматриваем как образец».

«Кризис — хорошая проверка для ЕАЭС»

Сравнивать ЕС и ЕАЭС не стоит по ряду причин, говорит руководитель общественного фонда «Мир Евразии» (Казахстан) Эдуард Полетаев.

«Страны ЕАЭС уже были настолько в тесном союзе, что теснее представить себе нельзя. Я имею в виду Советский Союз. ЕАЭС не то, чтобы возвращается в прошлое, он берёт на себя лучшие практики Европейского Союза», — подчеркнул эксперт.

А грузинский политолог, основатель SIKHA foundation Арчил Сихарулидзе уверен, что проблема ЕАЭС заключается в том, «что он утверждает, что является экономическим, но зачастую в центре стоят политические интересы всех сторон».

По его словам, это понимают на Западе: «очевидно, что европейские коллеги видят, что Москва и соответствующие страны пытаются создать что-то наподобие Европейского союза.

«И они на это, кстати, часто указывают членам этой организации, что Европейский союз был создан в первую очередь ради экономической прибыли — как объединение государств ради глубокого сотрудничества экономик.

Что касается Евразийского союза, да, там есть шаги, там приняты нормы, но за всем этим часто стоит политика, интересы людей, которые хотят использовать эту организацию в своих целях», — заявил Сихарулидзе.

Нынешняя «коронакризисная» ситуация, добавил он, это хорошая проверка для входящих в ЕАЭС стран: «потому что если сейчас, например, некоторые страны выскажут свое недовольство или не будут готовы к сотрудничеству, то станет очевидным, являлось ли для них это объединение экономическим рынком или просто политически мотивированными вещами».

Россия и союзы: продолжать или отказаться?

Сейчас в российском обществе существуют разные мнения, стоит ли России поддерживать союзы, в которых она выступает основным донором: ЕАЭС, Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Владимир Жарихин отмечает, что, конечно, денежки считать надо, подарки делать не обязательно. Но надо создавать ситуацию, чтобы были и взаимные подарки. По его мнению, Россия много своих интересов проводит именно при помощи взаимодействия с постсоветскими государствами через эти организации.

«Благодаря тому же ОДКБ у нас в Центральной Азии есть свои базы. У нас есть свои базы в Армении, стране-члене ОДКБ, которая обеспечивает наши интересы в этом регионе. Но бесплатных подарков в расчете на то, что отблагодарят, делать тоже не стоит. Надо обговаривать взаимные интересы. Мы этому постепенно учимся», — отметил политолог.

Эти форматы (СНГ, ШОС, ОДКБ) России стоит поддерживать — было бы глупо этого не делать, уверен Арчил Сихарулидзе. Он подчёркивает, что это экономически прибыльно, но обязательно нужно иметь четкое понимание, чего российское государство ждёт от всего этого.

«В данном случае очевидно, что в Евразийском экономическом союзе Россия пытается использовать экономическую зависимость других государств от себя, чтобы их попридержать. Ну, допустим, Казахстан никуда не уйдет особо, а вот в случае с Арменией, например, есть опасения, что другие сверхдержавы могут иметь свое влияние», — заявил политолог.

Могут ли Украина и Грузия вступить в ЕАЭС

В обозримом будущем Украина вряд ли вступит в ЕАЭС, говорит Владимир Жарихин.
«Будем говорить прямо. Политическая и экономическая элиты страны (слово «элита» — это не знак качества, а просто признак определенного нахождения во власти) в этом не заинтересована», — заявил эксперт.

В то же время чем дальше, тем в меньшей степени Украина будет экономически интересна России, добавляет он: «дешёвую рабочую силу из Центральной Азии (да и той же Украины) мы имеем и так, а что-либо другое на Украине постепенно исчезает, деиндустриализация идет полным ходом».

«Космической отрасли практически нет, судостроения или производства двигателей (та же «Мотор Сич») тоже. К тому же, это всё начинает производиться у нас. Поэтому они становятся для нас всё менее интересны с экономической точки зрения», — подчеркнул Жарихин.

У ЕАЭС с Украиной возможны некие двусторонние контакты, но объединения не будет, прогнозирует Эдуард Полетаев: Украина не захочет вступать в союз, потому что считает его чисто российским проектом.

По словам эксперта, ситуация может поменяться не раньше чем через поколение.

Грузия и Украина как постсоветские республики из одной крайности перешли в другую крайность, заявил Арчил Сихарулидзе. Он пояснил, что украинская интеллигенция, «которая в своё время была одной из самых прокоммунистических, стала одной из самых «продемократических», как они себя называют, потому что для них отречься от всего советского — это просто святое дело».

«Я имею в виду элиту, потому что большая часть населения какую-то ненависть к советскому прошлому не испытывает. Но для политических элит даже постсоветское пространство, не учитывая восточноевропейские страны — Прибалтику, Польшу, — это направление, в котором они не хотят смотреть.

Поэтому, говоря о ЕАЭС, во главе которого стоит Россия, метрополия, для них это абсолютно неприемлемо», — сказал политолог.

Андрей Аношин, Денис Рудометов, Ксения Симак, Украина.ру

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, Телеграм-канал FRONTовые заметки, а также Instargam-канал NEWS.FRONT

Пушков: Гитлера сокрушили мы

Источник: https://news-front.info/2021/05/09/soyuz-s-perspektivami-kakoe-budushhee-zhdyot-eaes/

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Казахстан входит в еас

Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.

Участники Таможенного союза

Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

  • Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
  • Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

  • Россия,
  • Кыргызстан,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Беларусь.

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

История создания

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  1. Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  2. 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  3. 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  4. 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
  5. В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  6. С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  7. В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.

Евразийский союз на карте

Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.

цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи.

Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек.

Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.

Кто управляет ЕЭС?

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Управляющие органы Евразийского экономического союза

Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.

Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.

Цели ТС и их осуществление

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

Следующие цели ТС:

  • Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
  • Защитить внутренний рынок ТС.

К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.

Преимущества ТС

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза

Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.

Источник: https://VisaSam.ru/emigration/economy/strany-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza.html

Евразийский экономический союз. Досье

Казахстан входит в еас

ТАСС-ДОСЬЕ. Евразийский экономический союз – международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. 

Союз начал работу 1 января 2015 г.; заменил собой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, действовало в 2000-2014 гг.).

Создание ЕАЭС

ЕАЭС образован на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (до 2015 г. действовали в рамках ЕврАзЭС).

Впервые о создании Евразийского экономического союза было заявлено президентами РФ Дмитрием Медведевым, Белоруссии Александром Лукашенко и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Декларации о Евразийской экономической интеграции, подписанной 18 ноября 2011 г. на встрече в Москве.

29 мая 2014 г. в Астане главы России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Россией 3 октября, Казахстаном и Белоруссией 9 октября 2014 г.).

В 2011 г. о намерении вступить в ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. – Армения. Договор о присоединении к союзу Армении был подписан 10 октября 2014 г. в Минске (фактически республика стала членом ЕАЭС с 1 января 2015 г.). 23 декабря того же года в Москве аналогичный договор заключила и Киргизия. 8 мая 2015 г.

в Москве члены организации подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС. 20 мая договор был ратифицирован парламентом республики, 21 мая подписан президентом. К 6 августа 2015 г. завершены ратификационные процедуры по присоединению Киргизии к ЕАЭС; 12 августа 2015 г.

Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС вступил в силу.

Цели организации

Согласно документу, целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке.

При подписании договора стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

Структура и органы управления

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов союза. Его заседания проводятся не реже раза в год. Первое с момента начала работы ЕАЭС состоялось 8 мая 2015 г. в Кремле.

Главы правительств государств-участников входят в Евразийский межправительственный экономический совет.

Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета на уровне президентов, дает поручения Евразийской экономической комиссии, а также осуществляет иные полномочия.

Заседания проводятся не реже двух раз в год. Первое состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства.

Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия. Среди ее задач: обеспечение условий функционирования и развития союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.

В 2015 г. председательство в ЕАЭС осуществляла Белоруссия. С 1 февраля 2021 г. председательство перешло к Казахстану.

Статистика

В настоящее время ЕАЭС (с учетом Киргизии) занимает территорию более 20 млн кв. км с населением 182,7 млн человек (на 1 января 2021 г.). Согласно данным Евразийской экономической комиссии, совокупный валовой внутренний продукт стран-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г.

составил 1,1 трлн долларов США, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3%. Объем промышленного производства в 2015 г. уменьшился на 3,4% (907,1 млрд долларов). По итогам 2015 г. объем взаимной торговли государств–членов ЕАЭС составил 45,4 млрд долларов, что на 25,8% меньше чем в 2014 г.

Объем внешней торговли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 33,6% – до 579,5 млрд долларов, в том числе экспорт товаров — 374,1 млрд долларов, импорт — 205,4 млрд.

По данным официального сайта организации, страны ЕАЭС добывают 607,5 млн т нефти в год (или 14,6% от мировой доли), а также 682,6 млрд куб. м газа (18,4%).

Деловой совет

22 мая 2015 г.

в ходе VIII Астанинского экономического форума было подписано соглашение о создании Делового совета ЕАЭС, учредителями которого выступили Национальная палата предпринимателей Казахстана “Атамекен”, Российский союз промышленников и предпринимателей, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Киргизский Союз промышленников и предпринимателей. Работа Совета позволит наладить диалог между деловыми кругами стран – членов ЕАЭС, а также обеспечить их согласованное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и руководством государств.

Создание зон свободной торговли

29 мая 2015 г. в Казахстане после заседания Евразийского межправительственного экономического совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной.

Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров.

Документ вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме он будет ратифицирован в соответствии с национальным законодательством.

16 октября 2015 г. в казахстанском пос. Бурабай на заседание Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с Израилем.

Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры на уровне рабочих групп о возможности заключения аналогичных соглашений с Ираном, Индией и Египтом.

С инициативой начать переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС выступили Иордания и Таиланд.

В 2021 г. страны Союза планируют согласовать и подписать с Китаем дорожную карту сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В настоящее время завершается подготовка документов по этому вопросу.

Сотрудничество с интеграционными объединениями

3 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, выступил за проработку вопроса о создании масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Заседания руководящих органов

С момента начала работы ЕАЭС состоялось три заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС).

Первое прошло 8 мая 2015 г. в Кремле. По его окончании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали протокол о внесении изменений в правоустанавливающие документы ЕАЭС в связи с присоединением к организации Киргизии.

Также были подписаны договоры о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и др.

Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам двусторонних переговоров на полях саммита приняли совместное заявление по сопряжению создания ЕАЭС с китайским проектом “Экономический пояс “Шелкового пути”.

16 октября 2015 г. в заседании совета в казахстанском пос. Бурабай впервые в качестве полноправного члена участвовал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.

По итогам саммита лидеры стран ЕАЭС приняли решение о начале переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли.

Кроме того, был рассмотрен порядок принятия новых членов в организацию, некоторые аспекты присоединения Казахстана к ВТО, сотрудничество с Китаем и др. Были утверждены Основные направления международной деятельности союза на 2015-2021 гг.

21 декабря 2015 г. в Москве на заседании ВЕАЭС было принято решение о переходе председательства в организации к Казахстану, определен персональный состав коллегии Евразийской экономической комиссии в связи с окончанием срока полномочий министров комиссии (назначаются каждые четыре года), принято решение о проведении переписей населения в странах союза в 2021 г.

, а также о начале разработки “дорожных карт” по сотрудничеству с Китаем. Стороны обсудили вопрос о вступлении в силу с 1 января 2021 г. соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и риски, которые могут возникнуть в этой связи для экономик стран союза.

В частности, лидеры стран ЕАЭС договорились об обмене информацией обо всех товарах, поступающих в государства союза и создании единой базы данных.

Первое заседание Евразийского межправительственного экономического совета состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства. Встреча премьеров четырех государств-членов ЕАЭС прошла с участием главы правительства Киргизии.

Обсуждались вопросы развития интеграции, функционирования ЕАЭС, развитие нормативно-правовой базы, а также предстоящее вхождение в союз Киргизии.

По итогам заседания главы правительств распорядились разработать концепцию создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, обеспечить финансирование пилотного проекта по внедрению единой маркировки товаров на территории государств ЕАЭС и др.

29 мая 2015 г. в пос. Бурабай Акмолинской области Казахстана прошло заседание Евразийского межправительственного совета. По его завершении ЕАЭС и Вьетнам заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Подписи под документом поставили премьер-министры стран Союза и Вьетнама.

Соглашение закрепило взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% – постепенно через 5-10 лет.

Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере услуг, позднее по желанию к этому приложению могут присоединиться и другие страны ЕАЭС.

8 сентября 2015 г. в Гродно (Белоруссия) по итогам очередного заседания Евразийского межправительственного совета был подписан ряд документов, в том числе решение “Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза” и Договор о координации действий государств ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

13 апреля 2021 г. в подмосковных Горках прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета. Обсуждались основные стратегические вопросы, связанные с развитием сотрудничества ЕАЭС с Евросоюзом и Китаем, а также промышленная политика Союза и деятельность ЕЭК.

Источник: https://tass.ru/info/2545319

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: